Лакомские - основатели села
« Есть на свете такие места
Сердцу мило там все и родное
Необычна совсем красота
И природа села Рудяное.»
В 2007 году исполняется 120 лет нашему селу. И вот я задумалась о том, почему наше село называется – Рудяное и кто был основателем и первым жителем села, живут ли сейчас их потомки здесь.
Рудяное, почему именно так. Есть 2 версии. Первая: во II половине 19 века составлял топографические карты Канского уезда топограф Руднев. В его честь и назвали село. Версия II: там, где сейчас находится наш пруд, бежал ржавый ручей. По-другому его называли рудный, рудяный.
Какова же история образования нашего села?
В 1887 году ходок или самоход, как его тогда называли, Лакомский Антон Михайлович (1863-1960) молодой парень, посланец жителей деревни из Витебской губернии отправился на поиски места в Сибирь, туда, где они считали, было много «ничьей» земли и не было крепостного права. Всей деревней собрали ему денег, и он полгода добирался до г. Канска пешком. Канск был в то время уездным городом Енисейской губернии. Его отправили в Устьянскую волость. Место Антону Михайловичу понравилось, потому что кругом был лес, который нужен для строительства домов, и много земли. До этого он прошел всю западную Сибирь, но красивее места не видел.
Антон Михайлович закрепил за собой этот участок, назвал место – деревня Рудяное. После этого Антон Михайлович вернулся на родину, рассказал землякам о благодатной земле. Но сельчане не торопились бросать свои скудные наделы, боялись, а будет – ли родить земля? На сходке решили отправить Антона Михайловича вторично, что бы он посеял, вырастил и убрал урожай. На этот раз он пошел не один, а взял с собой младшего брата Лакомского Ивана Михайловича и сестру Екатерину с мужем Карпезо Климом. Прибыв на место, они обработали землю, построили себе избушку для зимовки на том месте, где сейчас пруд. Урожай получили хороший, по 20 пудов (центнеров) с десятины ( 1 га).
После уборки урожая Антон Михайлович опять пошел в Витебскую губернию. Рассказал «земля благословенная, дает 20 пудов без удобрения, земли много». Все стали готовиться к переезду на новое, необжитое место. Железной дороги по Сибири еще не было, потому все, кто изъявил желание, уехать, отправились в путь на лошадях. Правительство оказывало помощь переселенцам в виде ссуды, бесплатного пользования местными лесами и т.д. Каждый переселенец – мужчина, независимо от возраста, получал по 15 десятин земли ( в Каннском уезде можно было получать и больше). Взятая ссуда выплачивалась через 5 лет, в течении 10 лет равными частями. Существовали и определенные правила застройки новых поселений. Так, ширина улиц должна была иметь не менее 10 саженей и т.д.
Жизнь, сама природа, требовала от переселенцев главным образом силы ума, смекалки, особой хитрости. Ведь слабые попросту не выживали. Вернее, не так – слабые не шли в Сибирь. Из всего человеческого многообразия России тех времен, пространство «за камнем» осваивали люди особого, исключительного сорта. Сибирь требовала от человека полной самоотдачи и не принимала никаких оправданий. Будешь смел, силен, трудолюбив – будешь жить. Нет – извини. И потому добравшись до места сразу взялись за дело : стали строить себе избушки на первое время и распахивать земли, которые еще не видали плуга.
Так началась жизнь д.Рудяное . Первые переселенцы : это 3 брата и 3 сестры Лакомских, братья и сестры семьи Мурашовых, Карпезо, Алехновичей, Никоненко, Исаченко (5 братьев с женами), Петрушенко (4 брата).
Антон Михайлович женился на Облавской молодой девушке Шукан Агриппине Герасимовне. Женился брат Иван и брат Петр. Все жили вместе, одной семьей 20 человек. Потом разделились на 3 дома. В семье Лакомского Антона Михайловича родилось 12 детей, подрастали дети и у других преселенцев, которые образовали новые семьи.
В 1911 году в селе было 66 дворов, 172 мужчин и 164 женщины.
В 1 мировую войну многие ушли на фронт и не вернулись. Забрали на фронт и основателя деревни – Антона Михайловича. Но повоевать долго не пришлось. Получив ранение, он возвращается в село и продолжает трудиться на земле. На сходе жителей его избрали старостой за справедливый характер, хозяйственную смекалку.
Свершилась революция, но на жизни крестьян с.Рудяное она не отразилась, так как помещиков в Сибири не было, и земли хватало всем. Советскую власть крестьяне приняли, но были недовольны все увеличивающимися поставками сельскохозяйственной продукции в виде продразверстки.
В конце 20 – х годов начали создаваться колхозы. Коллективизация прошлась по деревне железным катком. Крестьянин, имеющий двух лошадей, в « материковой» России попадал в «кулацкий» разряд, но в Сибири с ее огромными свободными просторами, тучными лугами, обильными сенокосами 2 лошади в хозяйстве – это бедность. В Рудяном каждый уважающий себя хозяин держал не менее 3-4 лошадей, несколько коров и еще много другой скотины. Поэтому вся Сибирь оказалась «кулацким гнездом», отчего и пострадала больше других – особенно если учесть извечную «строптивость» , свободолюбие сибирского мужика, который не привык, когда кто-то его учит и за него решает как ему жить. Попало в разряд кулацких и хозяйство Антона Лакомского, которого хотели раскулачить, но в последний момент оставили. Пришлось вступить в колхоз. Жизнь брала свое, нужно было жить. Люди стали работать в колхозе, работали хорошо, ведь идея коллективного труда, общинной жизни изначально близка российскому крестьянину – а сибирскому особенно. Сама природа здешних мест суровая – но щедрая – сплачивала, соединяла людей. Колхоз был одним из лучших в районе. Была своя паровая мельница, шерстобита, племконюшня, маслобойня.
Подрастали сыновья Антона Михайловича: Игнат (1907), Василий (1918). Когда в Канске открылись механизаторские курсы – отправили молодого паренька Василия, который стал первым механизатором в селе.
В 1940 году – председателем колхоза избрали – Игната т.к. он вырос на этой земле, хорошо знал крестьянский труд. По воспоминаниям старожилов это был волевой человек, умелый хозяйственник, обладающий ярким организаторским талантом, большим трудолюбием, ответственностью, требовательностью к себе и подчиненным, колхоз считался богатым, т.к. было уже 5 грузовых автомобилей, увеличивались посевные площади, поголовье скота.
Но началась война, которая опрокинула планы, оборвала мечту… И это вызвало еще большую ненависть к тем, кто посмел ворваться на нашу землю. И хотя фронт проходил за шесть тысяч километров от Рудяного – он был рядом! И это ощущение не покидало никого из сельчан с того момента, как стало известно о войне. А колхозные кони увозили на фронт защитников Родины, шоферов вместе с автомобилями тоже забрали на фронт, отправляли хороших, породистых лошадей. Более ста Рудянцов ушло на защиту Родины. Вместе с другими сибиряками они отогнали фашистов от Москвы, дрались за каждую пядь земли в Сталинграде, форсировали Днепр, освобождали Европу от фашизма.
Вместе с другими сельчанами был призван и председатель колхоза, сын основателя деревни, Лакомский Игнат Антонович, который воевал на Ленинградском фронте, был комиссаром полка. Там и погиб. Жена его Домна Андреевна, осталась верна ему всю жизнь, сейчас ей исполнилось 100 лет. Всего из семьи Лакомских ушло на фронт четыре зятя и четверо сыновей. Из них вернулось только двое: Лакомский Василий Антонович и Лакомский Тимофей Антонович. Сам Антон Михайлович по возрасту на войну не был призван. Всего же из – человек, ушедших на фронт, не вернулось
В тылу тоже ковалась победа. Колхозное поле тоже чем-то напоминало фронт. Правда здесь не свистели пули и осколки, однако сельчанам труженикам доставалось сполна, также как и бойцам переднего края. Здесь не выплавлялся металл, и не производилось оружие, но здесь испокон веков выращивался хлеб – стратегическое оружие, важнее которого нет, здесь откармливали скот на мясо и получали молоко. Здесь был глубокий и прочный тыл, который кормил своих защитников. Не зря его с первых военных месяцев стали называть трудовым фронтом. Были в нем свои сражения, свои проявления отваги и героизма. Невидимые и каждодневные. И вершителями их стали в основном женщины.
Из дочерей Лакомского Антона в деревне осталась Зоя Антоновна, которая, проводив мужа на фронт, работала дояркой, имела двух детей. Уже к концу 1941 года в село начали приходить «горькие письма» . И вот как вспоминала Зоя Антоновна «идем с дойки, темно, устали. Заходим в деревню, прислушиваемся, все ли тихо в домах. И не раз и не два случалось: голосит где-то обезумевшая от полученной вести женщина, ревут ребятишки. Идем, как можем успокаиваем.»
Получила похоронку на мужа и Зоя Антоновна. Но она не рвала на себе волосы от горя, а тяжело застыла, онемела и только работа вернула ее в действительность. Чем сложнее была обстановка на фронте, тем сплоченнее становились колхозники, не хныкали, не жаловались. Зоя Антоновна вспоминала « как подумаю, что дети сидят голодные, обливалось сердце кровью. На заработанные трудодни выдавали 400 грамм муки. Хватало ее только на то, что бы лепешки из клевера обмакнуть в нее. Выдавали немного хлеба. И был он овсяный, колючий. Черный. Я его не резала. А отламывала по кусочку детям, самой же как придется. Питались травой, щавелем, копали корни саранок, ели молодые побеги хвойных деревьев.»
После войны Зоя Антоновна вышла замуж за Чубарева Ивана Матвеевича, фронтовика, получившего ранение при прорыве блокады.
После войны нужно было поднимать хозяйство, помогать оставшимся сиротами детям. Все внуки Антона Михайловича получили образование. В настоящее время Лакомских в с.Рудяное осталось мало. Девушки вышли замуж, сменили фамилии, многие уехали в другие населенные пункты. Из прямых потомков Антона Михайловича в селе проживают внуки : Мурашова Надежда Игнатьевна (79 лет), Чубарев Геннадий Иванович (59 лет) сын дочери Антона Михайловича – Зои Антоновны Чубаревой, Франчук Анатолий Семенович – сын дочери Анфисы Антоновны. Их дети, правнуки Антона Михайловича – Наталья – дочь Франчук Анатолия Семеновича, Антон – сын Чубарева Геннадия Ивановича.
Геннадий Иванович Чубарев – сын Зои Антоновны, внук Антона Михайловича, закончил школу в 1965г., поступил в Канское училище связи. Потом служба в армии, в 1969 году демобилизовался. 6 января 1970 года поступил работать в Канский узел связи. В его трудовой книжке одна запись «принят электромехаником на Рудянскую АТС». Сколько любви к своему делу, своей профессии нужно иметь, чтобы на протяжении 37 лет нести эту нелегкую ношу не разу не изменив ни ей ни себе. С первых дней его отличала высокая гражданская позиция и огромное чувство долга перед обществом. И Родина по заслугам оценила деятельность Геннадия Ивановича. Уже в 30 лет он получил первый Орден Трудовой Славы III степени, а в пятьдесят лет и второй Орден Трудовой Славы II степени. Случай для наших мест довольно редкий.
В 1972 году женился на молодой учительнице Тамаре Михайловне. Родилось трое детей – Евгений, Татьяна, Антон, названный в честь деда.
И сейчас Геннадия Ивановича волнуют такие вопросы «в чем причина того, что значительная часть хозяйств лежит на боку и способно худо –бедно обеспечивать только самих себя? И как вернуть Сибири ее давнее звание –всероссийской житницы, всякий раз спасавшей страну в тяжкие годы? Почему деревня – и в прошлом, и сейчас – остается главным страдальцем всех российских реформ и революций?» И дальше Геннадий Иванович продолжает «слушая рассказы старожилов, читая статьи из газет военных лет, я постоянно думаю, что двигало людьми? Голодные, раздетые, но работали с раннего утра и до темноты, пока могли стоять, могли двигаться. Почему сегодня одетые, сытые многие работают спустя рукава? Время другое или мы другие?»
Вот такой он – потомственный крестьянин, сибиряк, полноправный наследник первопроходцев. Односельчане любят и уважают Геннадия Ивановича, если у кого-то случиться беда они знают, что этот человек всегда выслушает, поможет, даст совет. Ему присуща житейская мудрость. Под стать ему и его супруга Тамара Михайловна. В их доме всегда много гостей, а если к тебе идут люди - значит, ты живешь не зря. Двое детей Геннадия Ивановича уехали из села, а младший Антон – остался в селе. Сейчас ему 23 года, и смотря на него думаешь – видимо так выглядел его прадед Лакомский Антон, когда отправлялся в Сибирь на поиски лучшей доли. Красивым, сильным, уверенным в себе. И думается, что сумел Антон Михайлович основать жизнь в селе, может его правнук даст селу второе рождение.
История села – это повседневная жизнь и труд людей. Каждая человеческая судьба - страничка этой истории и в памяти наших поколений пусть хранятся имена и дела наших земляков.